Пищевые табу на Руси: почему не ели лук, грибы и козлятину

Сегодня пищевые ограничения мы чаще всего воспринимаем через призму здоровья или этики. Однако для наших предков на Руси запрет на ту или иную пищу был частью сакральной картины мира, глубоко укоренённой в мифологии, религии, социальных и исторических особенностях общества. Это древняя система духовной экологии, где метафизическое значение имели каждая «тварь» и каждый плод.

Телятина

Самый известный и долго продержавшийся запрет касался телятины. Дело в том, что на Руси издавна телёнок воспринимался как существо в состоянии становления, не достигшее целостности и полноты своей жизненной силы. Употребление его мяса символически приравнивалось к поеданию незрелого, незавершённого, что могло навлечь несчастье. Для наших предков это было равносильно тому, чтобы рвать и есть незрелые зелёные яблоки. Делать так, конечно, можно, но зачем?

Корова на Руси всегда считалась кормилицей, символом достатка и сытой жизни. Телёнок — её продолжение, существо, которое в будущем также превратится в кормильца. У наших предков-славян существовал чёткий запрет на жертвоприношение тёлок и телят, в отличие от быков. Убийство телёнка было актом святотатства, разрушением будущего плодородия и благополучия семьи.

Это табу было настолько строгим, что даже в голодные годы его нарушали крайне редко и неохотно. Во многих регионах страны оно продержалось вплоть до конца XIX века.

Конина

Запрет на конину у восточных славян был абсолютным и категорическим. Лошадь — спутник воина, помощник в хозяйстве, а в некоторых мифологических сюжетах — проводник в иной мир. Она считалась чистым и в определённом смысле сакральным животным, близким к человеку: его другом.

logo

Это табу также служило этнокультурным маркером, отделявшим земледельческие славянские племена от их кочевых соседей — печенегов, половцев, а затем татар, для которых конина была традиционной пищей.

Употребление конины символически означало переход на сторону чужих и отречение от своих духовных устоев. Даже для князей, имевших дружины из наёмников-степняков, это оставалось неприемлемым. Изгнание в древности считалось самым страшным наказанием, поэтому наши предки предпочитали умереть от голода, чем стать чужаком для своей общины.

Козлятина

Козёл в христианской традиции прочно ассоциировался с нечистой силой и грехом. Однако и в более древних, языческих представлениях это животное часто было атрибутом хтонических, связанных с землёй и плодородием, но грозных божеств. Козёл считался животным непредсказуемым, бесовским. Люди верили, что употребление его мяса пробудит низменные инстинкты или сделает человека подверженным влиянию тёмных сил. Хотя полного запрета на козлятину не было, она считалась пищей низшей, недостойной праздничного стола и желанных гостей.

Другие запретные плоды

Табу на еду у наших предков не ограничивалось этим. Так, например, птицы, питающиеся падалью (вороны, стервятники), были нежелательной пищей. Их мясо считалось нечистым, способным передать человеку болезни и негативные качества — жестокость, неразборчивость, нечистоплотность. Запрет касался и голубей, но причина была другой: они считались Божьими вестниками.

Лебедь также часто попадал под охранный запрет как птица вещая, прекрасная и наделённая магическим символизмом. Его убийство и поедание считались тяжким проступком. Впрочем, дело тут скорее в том, что лебединое мясо довольно жёсткое и невкусное. Уничтожать ради него подобную красоту абсолютно нерационально.

logo

Беличье мясо в некоторых регионах России также не употребляли, считая белку «блудным», нечистым зверьком из-за её рыжего окраса и непоседливости.

А вот, например, у старообрядцев в канун больших религиозных праздников под запрет подпадал обычный лук, так как слёзы, которые он вызывает, символизировали грех и печаль.

Отношение к грибам на Руси также было неоднозначным. Да, их называли лесным мясом и в сезон собирали всей деревней, но очень избирательно. Наши предки ограничивались в основном белыми и подосиновиками, так как они хорошо «шли в сушку». Соль в ту пору была очень дорогой, а потому грибы не консервировали. Попытки же сохранить многие из них другим способом часто заканчивались плачевно — отравлением. Отсюда и пошло поверье, что грибы — нечистые порождения земли, связанные с тёмными силами. Да ещё и появляются после дождя из ниоткуда.

Конечно, пищевые табу наших предков не были случайными. Они формировали экологическое и духовное равновесие, охраняя важных для хозяйства животных, маркируя границы своего мира, а также ограждая человека от вредоносных влияний. Отказываясь от определённой пищи, человек Древней Руси выстраивал свои отношения с миром видимым и невидимым, подтверждая свою принадлежность к роду и сакральному порядку.

Сегодня также читают

Комментировать цитату

×

Выберите город

×
Уфа
Волгоград
Воронеж
Краснодар
Красноярск
Москва
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Екатеринбург