В практике медитации существует вершина, достигнув которой, йог выходит за границы обычного человеческого опыта. Это состояние — Унмани Авастха. Дословно его можно перевести как «неистовая стадия» или «бытие вне разума». Это не просто глубокое расслабление или сосредоточенность, а полное растворение индивидуального сознания в Абсолюте.
Выход за пределы разума
Ум (манас) с его бесконечным потоком мыслей, анализа, воспоминаний и тревог — это основной фильтр, который отделяет человека от восприятия реальности, как она есть. Вся духовная практика — постепенное успокоение этого «мыслительного вихря».
Унмани Авастха — финальная стадия медитационного успокоения, когда волны разума полностью прекращаются. Это не сон, не транс и не обморок. Но состояние чистейшего, ничем не замутнённого сознания, в котором исчезает сама дихотомия — «парадокс наблюдателя» — активное взаимодействие, изменяющее объект исследования.
Приблизиться к Унмани
Согласно трактату «Хатха-Йога Прадипика», Унмани Авастха является кульминацией практики сосредоточения (дхараны) и медитации (дхьяны). Это восьмая и конечная ступень в определённой последовательности состояний самадхи:
- Явное сознание: восприятие окружающего мира.
- Сознание без формы: отвлечение чувств от объектов.
- Великое трансовое состояние: углубление внутренней концентрации.
- Состояние единения: начало слияния с объектом медитации.
- Бессознательное состояние: преодоление грубых элементов восприятия.
- Состояние за пределами транса: выход за пределы двойственности.
- Глубокая интеграция с Абсолютом.
- Унмани Авастха: полное и окончательное растворение, где исчезает последнее ощущение «я».
Признаки высшего состояния
Хотя Унмани Авастха находится за гранью слов, тексты и опыт практиков описывают некоторые её признаки:
- Наступает полное прекращение мыслей. Внутренний диалог останавливается. Разум не просто затихает — он как бы пропадает, переставая существовать как отдельная сущность.
- Возникает исчезновение чувства времени и пространства. Понятия «здесь», «сейчас», «потом» теряют всякий смысл. Остаётся только вечное присутствие.
- Происходит стирание граней между внутренним и внешним. Исчезает ощущение собственного тела как ограниченной оболочки. Практик осознаёт себя всем и ничем одновременно — бесконечным пространством, наполненным сознанием.
- Наступает невыразимое блаженство (Ананда). Это не эмоция радости, а фундаментальное состояние бытия, которое есть сама сущность реальности — мир, покой и абсолютная полнота.
- Начинается пребывание в собственной истинной природе (Сварупа). Ощущение того, кем человек является на самом деле, за всеми личностями, ролями и историями — чистым, неограниченным сознанием (Атманом).
Как не ошибиться
Важно отличать это высшее состояние от других, менее глубоких переживаний. Это не беспробудный сон. В состоянии абсолютного покоя сознания нет, тогда как в Унмани Авастха оно присутствует в своей максимальной, кристально чистой форме.
Также это не гипнотический транс. В таком состоянии ум просто заторможен или перепрограммирован, но не растворён полностью.
Ну и это не самадхи с опорой (савикальпа). В савикальпа-самадхи ещё сохраняется тончайшее семя эго, личности и двойственности, самая последняя мысль в этот момент — «я есть». В Унмани исчезает и она.
Достичь Унмани Авастха
Это состояние считается высшим мастерством, итогом долгой и интенсивной духовной практики (садханы). Оно не достигается усилием воли или по желанию. Это милость, которая нисходит на человека, когда его разум окончательно очищен от всех впечатлений (самскар) и ментальных тенденций (васан).
Унмани Авастха — не психотехника, а окончательное освобождение разума от самого себя. Это дверь, которая открывается лишь тогда, когда постучавший в неё затем полностью исчезает.